The financial pyramid – or principles of functioning of pyramidal schemes in Ukraine.

Эта запись также доступна на: Русский (Russian)

Financial pyramid. What is it?

First of all, you should understand what is the financial pyramid and what types of it are there?

The researchers of this problem, for example Y. V. Yarmolenko, identify several types of pyramid schemes:

  1. Pyramid scheme “Deposits /payments in order to obtain a large percentages”. Under this scheme there is an accumulation of funds due to the payments of participants who receive high percentages. But usually, the participants receiving percentages only at the initial stage and then the pyramid terminate its activities and the participants remain without percentages, and without their former payments.
  2. Pyramid scheme “Purchases in a Group”. Under this scheme, a fund of participants is created and for their payments, according to the idea, must be purchased any product such as a car, apartment, etc., or the amount of money for which this product can be purchased. As a result, the participant making 10-15 payments, and sometimes full payment, and then receives neither the desired product nor his own money.
  3. Pyramid scheme «Online Broker». This scheme is about online trading in the Internet at currency and stock exchange brokers. “Trading” is usually performing via special electronic systems, or through a broker. A person transferring his own money to a special account. As a result, at the very beginning a person gets bonuses to a special account, while he cannot get these funds for a certain period of time. If the participant decides to leave trading session ahead of schedule, then, according to the terms of the contract (if there was any), he loses either part of his money, or completely all of his transferred payments.

According to the Part 3 of Article 19 of the Law of Ukraine “About Protection of Consumer Rights” it is forbidden, like those that are misleading: education, exploitation or promotion of pyramid schemes when the consumer pays for the opportunity to receive compensation provided by attracting other consumers to such a scheme, rather than through the sale or consumption of products. This means that the functioning of the pyramid schemes in Ukraine is forbidden. Unfortunately, this phenomenon continues to exist and the number of pyramid schemes is growing every day.

Fraud. What types are existing?

The most common type of fraud in Ukraine is the financial pyramid “Cheap Credit”.

In order to create this kind of financial pyramid, in the very beginning an enterprise is organized, it can be of different types, usually it is PE (private enterprise) or LLC (Limited liability Company), but there are also other organizational forms of them. As a rule, such enterprises do not engage in any real business activity (they do not produce any products and do not provide any services), but exist only via payments of their customers.

After that, a scheme is being developed, according to which potential participants are invited to receive products or services, or even just the right to receive such products in return for their regular compulsory payments. Such scheme drawn up by the contract in most cases.

Further, to attract participants, products are offered at a low price (car, apartment, etc.) or on “very favorable terms” (credit, interest-free loan, etc.).

When participants of the financial pyramid beginning to pay, these funds are not used to conduct normal financial activities of an enterprise whose purpose is to generate income, but to enrich the founders of these schemes by redistributing funds obtained in the course of the activity of such pyramid. As a result, a small number of participants, usually those who were among the first, get the result they expected, and the rest, as a rule the majority, remain with nothing.

Analyzing the paragraph 7 of part 3 of Article 19 of the Law of Ukraine “About Protection of Consumer Rights” giving us a conclusion that the concept of “pyramidal scheme” in the understanding of this norm has the following mandatory characteristics:
a) payment for the possibility of receiving compensation by the participant;
b) compensation is provided by attracting other consumers of the scheme;
c) the absence of a sale or consumption of the goods.

Fraud on the Internet

Internet fraud has become increasingly widespread due to the huge popularity of the Internet. All listed criteria for detecting financial fraud can meet everyone and therefore you need to be vigilant, analyze and take into account all the risks that may arise if you agreeing to a “profitable proposal”. At least read the contract you sign and demand the appropriate license. Or carefully read the terms and do not put a tick “I agree” automatically as most users do if you order a product or use an online service since, according to the law, the activity of providing any financial services that involves the attraction of financial assets from individuals requires a license or a permit for a certain type of activity.

Also, quiet often such actions of founders of pyramidal schemes can be considered as Fraud under Article 190 of the Criminal Code of Ukraine.

And if, you already get into such a situation, you should turn to specialists who will be able to provide you with professional legal assistance and competently prepare a claim for court.

Specialists of “UTR” LAW AND CONSULTING” LLC ready to advise you to choose the most suitable variant of an attorney and lawyer services. This can be a particular solution of the problem according to your request, or you can choose legal services for a month or longer term and we will provide you with a competent solution to your tasks on a long-term basis!

Leave your request on the website, order a callback or join us in Telegram or Facebook and our online consultant will be in touch with you 24/7! Online consultation is free!

Поделитесь в соц сетях! Мы будем вам очень благодарны!

Финансовая пирамида – или принципы функционирования пирамидальных схем в Украине.

Эта запись также доступна на: English (Английский)

Финансовая пирамида. Что это такое?

В первую очередь, следует понять, что же такое финансовая пирамида и какие её виды существуют?

Исследователи данной проблематики, например, Ярмоленко Ю.В., выделяют несколько видов финансовых пирамид:

  1. Финансовая пирамида «Вклады / взносы с целью получения больших процентов». По этой схеме, происходит накопление средств за счёт взносов участников, которые получают высокие проценты. Но обычно, участники получают проценты только на начальном этапе, а потом пирамида прекращает свою деятельность и участники остаются и без процентов, и без своих вкладов
  2. Финансовая пирамида «Покупки в группе». По этой схеме создаётся фонд участников за счет их взносов и за эти деньги по идее, должен приобретаться какой-либо товар, например автомобиль, квартира и т. д. или предоставляется сумма за которую этот товар может быть приобретён. В результате участник вносит 10-15 взносов, а иногда и полностью все взносы, а потом не получает ни желаемого товара, ни свои денежные средства.
  3. Финансовая пирамида «Онлайн-брокер». Эта схема заключается в онлайн торгах через Интернет на валютных и фондовых биржах. «Торговля» происходит за частую с помощью специальных электронных систем, или через брокера. Человек вносит на соответствующий счет свои деньги. В результате, в самом начале получает бонусы на специальный счет, при этом получить эти средства он не может в течение некоторого времени. Если участник решит досрочно выйти из торгов, то согласно условиям договора (если такой был) он теряет либо часть своих денег, либо полностью весь вклад.

Согласно ч.3 ст.19 Закона Украины «О защите прав потребителей», запрещаются, как такие, которые вводят в заблуждение: образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции. Это означает, что функционирование пирамидальных схем в Украине – запрещено. Но, к сожалению, это явление продолжает существовать и количество финансовых пирамид растёт с каждым днём.

Мошенничество. Какие бывают типы?

Наиболее часто встречающийся тип мошенничества в Украине,  является финансовая пирамида «Дешёвый кредит».

Для того чтобы создать подобного рода финансовую пирамиду, в самом начале организовывается предприятие, оно может быть разных типов, обычно это либо ЧП (частное предприятие), либо ООО (Общество с ограниченной ответственностью), но также бывают и другой организационно-правовой формы. Как правило, такие предприятия не занимаются никакой реальной деятельностью (не производят никакой продукции и не предоставляют никаких услуг), а существуют за счёт взносов либо других платежей клиентов такой фирмы.

Далее разрабатывается схема, в соответствии с которой потенциальным участникам предлагается получить какой-либо товар или услугу, или даже только право на получение такой продукции, взамен на их регулярные обязательные платежи (взносы). Обычно, такая схема оформляется договором.

Дальше, для привлечения участников предлагается продукция по заниженной цене (автомобиль, квартира и т. д.) либо на «очень выгодных условиях» (кредит, беспроцентный займ и др.).

Когда участники финансовой пирамиды начинают платить, эти средства используются не для ведения нормальной финансовой деятельности предприятия, целью которого есть получение дохода, а для обогащения основателей этих схем путем перераспределения средств, полученных в процессе деятельности такой пирамиды. В итоге, незначительное количество участников, как правило те, кто был в числе первых, получают тот результат, на который рассчитывали, а остальные, как правило большинство, остаются ни с чем.

Анализ п. 7 ч. 3 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» дает основания для вывода, что понятие «пирамидальная схема» в понимании этой нормы имеет следующие обязательные признаки: а) осуществление оплаты за возможность получения участником компенсации; б) компенсация предоставляется за счет привлечения других потребителей схемы; в) отсутствие продажи или потребления товара.

Мошенничество в интернете

Учитывая огромную популярность интернета и поиска различной информации в сети, все больше стало распространяться мошенничество в интернете.   Всё выше перечисленное критерии выявления финансового мошенничества могут встретиться каждому, и поэтому нужно быть бдительными и учитывать, что перед тем как соглашаться на «выгодное предложение», нужно проанализировать все риски, которые могут возникнуть. Как минимум, прочитать договор который вы подписываете и потребовать соответствующую лицензию. Или внимательно прочитать условия, а не ставить галочку «соглашаюсь» на автомате, как делают большинство пользователей интернета если вы заказываете товар или пользуетесь онлайн услугой, поскольку согласно закону, деятельность по предоставлению любых финансовых услуг, которая связанна с привлечением финансовых активов от физических лиц, требует получения лицензии или разрешения на определенный вид деятельности.

Также, не редко такие действия основателей пирамидальных схем подпадают под уголовную ответственность, согласно ст. 190 Уголовного кодекса Украины – Мошенничество.

А если, Вы уже попали в такую ситуацию, следует обратится к специалистам, которые смогут предоставить Вам профессиональную юридическую помощь и грамотно составить иск для обращения в суд.

Специалисты ООО «УТР «ПРАВО И КОНСАЛТИНГ», готовы проконсультировать вас, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант предоставления вам услуг адвоката и юриста. Это может быть, решение конкретной задачи по вашему запросу, либо вы можете выбрать юридическое обслуживание на месяц или более долгий срок и мы предоставим вам грамотное решение ваших задач на долгосрочной основе!

Оставляйте заявку на сайте, заказывайте обратный звонок или добавляйтесь к нам в мессенджеры Телеграм или Фейсбук и наш онлайн-консультант будет на связи с вами 24/7! Онлайн консультация бесплатна!

Поделитесь в соц сетях! Мы будем вам очень благодарны!